fbpx
Борьба с беспилотниками – тени и свет

Борьба с беспилотниками – тени и свет

Борьба с беспилотниками – тени и свет

Война на Донбассе стала неким дебютом беспилотников в ходе войн на постсоветском пространстве. Причем кроме дешевых гражданских образцов китайского производства в небе войны отметились и серийные образцы, которые состоят на вооружении вооруженных сил Российской Федерации. Начиная с августа 2014 года такие аппараты стали настоящей головной болью для украинских военных. Очень многие вернувшиеся с фронта отмечают практически полную неготовность и неспособность ВСУ бороться с такой угрозой.

Так ли это и вообще является ли беспилотник таким уж неуязвимым и всемогущим давайте попробуем разобраться.

Фактически самый логичный способ избавиться от вражеского БПЛА – уничтожить его. Однако основной проблемой является обнаружение цели и проведение успешной ее атаки.  При этом для уничтожения может использоваться самое разное вооружение. Так, небольшие легкие БПЛА (а их абсолютное большинство из используемых на фронте) могут быть сбиты при помощи стрелкового оружия, что и демонстрировали наши военные не раз – однако для этого требовались колоссальные усилия и расход боеприпасов, при это собственно попадание в аппарат не гарантировало его сбитие – известные случаи потерь вражеских беспилотников демонстрировали попадание прежде всего в двигатель или аккумулятор.

Выходом могут быть пушечные зенитные установки, которые могут создавать достаточно большую плотность огня. В наших условиях наиболее  адекватным ответом является возвращение в строй ЗСУ-23-4 «Шилка» — с радаром и четырехствольными 23-мм пушками 2A7 (сняты с вооружения перед войной). Поначалу этим вопросом озаботились волонтеры, сейчас судя по фотографиям – и министерство обороны.

Ввиду сложности обнаружения и возможностей уничтожения БПЛА противника гораздо более актуальной в наших условиях является альтернатива уничтожению – подавление систем управления аппарата. Ведь почти вся подобная техника управляется оператором, а команды передаются по радиоканалу. Таким образом, подавление канала управления средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) способно, как минимум, помешать выполнению задачи.

Интересно, что на случай обрыва канала связи с оператором наиболее современные БПЛА имеют соответствующий режим работы. При потере сигнала от пульта автоматика возвращает беспилотник в заданный район, где тот может произвести посадку. В таком случае система управления игнорирует все сигналы, а перемещение в указанную зону осуществляется при помощи спутниковой навигации. Используя систему GPS или ГЛОНАСС, летательный аппарат может определить собственное положение в пространстве, направление и дальность до оператора или аэродрома и вернуться к нему. Чтобы не допустить «эвакуацию» беспилотника, средства радиоэлектронной борьбы должны подавлять не только канал управления, но и сигналы навигационной системы.

Сейчас на вооружение украинской армии опять таки благодаря волонтерам появляются подобные системы. Яркий пример тому – добровольческая группа «Север», активно действующая на приморском направлении.

Таким образом, беспилотные летательные аппараты различных классов и типов не являются уникальным средством решения поставленных задач, которому нельзя противодействовать. Вражеский БПЛА можно уничтожить, можно помешать ему выполнить свою задачу или даже сделать своим трофеем. Разумеется, все подобные действия связаны с определенными трудностями того или иного характера. В частности, для всех методов противодействия требуется современная техника, от средств наблюдения и обнаружения до систем перехвата.