fbpx

Лёгкие турбовинтовые самолёты военного и прочего иного предназначения

Украинский бизнес всё глубже погружается в производство сверхлёгких самолётов типа Samba XXL и др., и это похвально! А «Мотор Сiч» пытается «пристроить» свой «китайский» турбовентиляторный двигатель AI-322−25, раз уж несанкционированный правительством переезд украинского предприятия в центрально-китайский г. Чунцин не состоялся, как полноценную замену российскому мотору РД33 на лёгком многоцелевом истребителе МиГ-29. При этом запорожцы объявили даже о создании собственной и даже модернизированной модели такого самолёта. Что без финансовой поддержки правительства и участия в разработке крупного авиастроительного производителя типа Lockheed Martin или пока слабо разбирающихся в особенностях технического контроля «сверхзвука» специалистов авиаконцерна «Антонов» в более менее реальные сроки просто невозможно.

Полезно при этом обратиться к истории создания корейского двухместного сверхзвукового учебно-боевого реактивного самолёта Т-50 «Беркут» с участием американской корпорации Lockheed Martin (производит одномоторный F16; дв. GE / P&W F110). T-50 за счёт использования турбовентиляторного двигателя GE F404 (разработан для F/A18) от компании General Electric Aviation освобождён от «ахиллесовой пяты» малого радиуса действия, присущего двухмоторным лёгким истребителям типа МиГ-29. Особенность, сильно раздражающая пилотов, пересевших на МиГ-29 из кабины тяжёлого истребителя Су-27.

А промежуточный диапазон между сверхлёгкими и реактивными боевыми летательными аппаратами, в мировом авиапроме занимаемый лёгкой авиатехникой, полностью выпал из сферы внимания как советских, так и украинских производственников, и отечественных потенциальных заказчиков. (Предлагаемый вашему вниманию обзор в какой-то мере призван восполнить существующий пробел.)

С окончанием Второй мировой войны производство поршневых самолётов военного назначения в СССР (РСФСР) было прекращено, а закупки двухмоторных чешских авиатакси Let L200 Morava (дв. Walter Minor 6-III/160 л.с) предприятия Let Kunovice для «Аэрофлота», единственной госкомпании огромной страны были прекращены в начале 1960-х (импорт осуществлялся в 1957-64-х гг.) ввиду участившихся угонов их советскими авиапассажирами в приграничных районах, не желавшими жить в Советском Союзе и других странах «социалистического лагеря». Хотя эксплуатация самолётов с минимально оборудованных посадочных площадок была очень удобной для пассажиров, но имела низкую защиту от их желания поменять гражданство вопреки мнению высоких функционеров КПСС и генералов КГБ.

Вывод из эксплуатации L-200 и полное списание Як-12 ликвидировали в СССР такой сегмент перевозок как «воздушное такси» ещё в зародыше. Дабы жители «самой лучшей, могущественной страны» мира не могли разбежаться паче чаяния по Земному шару, взяв курс на ценности «загнивающего» Запада.

В этом секторе мирового авиапрома в настоящее время функционируют лишь 4 полноценных серийных производителя «крылатых помощников» военных, полицейских, фермеров и пожарных два в США и по одному в Польше и Бразилии. А низкая конкуренция не может не сказаться на ценообразовании. Хотя стоимость нового среднестатистического воздушного американского опрыскивателяразбрасывателя и близких к нему приложений для патрулирования, пожаротушения… вдвое выше бразильского «агроавиона». Это, конечно, без учёта комплектации летательного аппарата современной, мощной, экономичной и эффективной силовой установкой турбовинтового типа, а также совершенным космонавигационным оборудованием от канзасских компаний AgJunction или Garmin.

В частности, речь тут может идти о разносложных системах автоматического наведения Satloc G4, Satloc Bantam или совсем простой LiteStar IV от компании AgJunction, пионера в создании авиационных, а затем и наземных космонавигационных средств управления Outback Guidance для сельхозмашин, но уже с активным участием калифорнийской компании Novariant Inc. (г. Фримонт, юго-вост. часть Области залива Сан-Франциско). Нынче AgJunction Inc. («узел», «соединение», «стык», «слияние»), выросшая за счёт обильных госзаказов, является «центровой» компанией в составе AgJunction Group по производству и владению интеллектуальной собственностью на системы высокоточного земледелия и обработке посевов с земной поверхности и с воздуха. Расположена на западной окраине городка Хайавата, что в северо-восточном углу центрально-американского штата Кáнзас или Канзáс, кому как удобнее в произношении.

В то же время, польские учебно-боевые самолёты, например, снабжены навигационной аппаратурой Garmin производства одноимённой компании из г. Оле́йте, шт. Канзас, США. Тем более что в «обамовские времена» AgJunction Inc. изза серьёзных финансовых причин и отсутствия реальной правительственной поддержки американских производителей вынуждена была продать производственные активы аризонского производителя космонавигационных комплектующих Hemisphere GNSS¹ китайской компании Beijing UniStrong Science & Technology Co., Ltd.

И все эти современные летательные аппараты изначально разрабатываются, исходя из необходимости отправки готовой продукции в морских 40футовых контейнерах с отдельно загруженными параллельно фюзеляжу крыльями и сложенными шасси.

Компоновка моно- и бипланов. В комплектацию данных самолётов обычно включают большой бак для жидких, реже бункер для сухих химикатов, размещаемый между передним моторным отсеком и кабиной (кокпитом). Иногда, как это можно видеть у самолёта военного предназначения Air Tractor AT-802F, в придачу к большому переднему баку позади кабины устанавливают дополнительную небольшую ёмкость, доводя таким образом общий объём поднимаемых в воздух химреактивов для уничтожения или обработки посевов до 3066 л. Для вывоза которых на поля не требуется технологическая колея, существенно сокращающая засеваемую площадь и излишне уплотняющая почву. Кроме того, грамотное активное использование воздушных судов-аппликаторов экономит более 30% средств на обработку посевов, по сравнению с эксплуатацией наземных опрыскивателей и разбрасывателей. Что характерно, в первую очередь, для сельхозавиации стран, обладающих крупными массивами культивируемых земель и развитым сельским хозяйством.

Кабина (кокпит) может быть одноместной или двухместной. Двухместный кокпит обычно выпускается в двух вариантах: для размещения рабочих мест друг за другом (в учебно-боевых самолётах / штурмовиках); для однорядного размещения сидений (в гражданских версиях летательных аппаратов).

И, наконец, энтузиасты ещё эксплуатируют летательные аппараты типа Ан-2 под народным названием «Кукурузник» (модификации СХ, М…) и чуть менее «древний» американо-новозеландский PAC Cresco 08-600/750 (л.с.), у которых бункеры полностью расположены позади кокпитов.

Впрочем, «задне-бочоночную» компоновку в наше время следует считать скорее исключением, нежели нормой в самолётостроении. К тому же, у Ан-2 не одно центральное, а целых два рядом расположенных рабочих места, что затрудняет пользование передней рамкой-транспарантом, в частности, от AgJunction, обычно устанавливаемой на фюзеляже поверх моторного отсека и бочки. С центральной курсовой светодиодной вертикальной двухточечной риской зелёного цвета, три красные цифры и буквенно-цифровой код текущей полосы прохода/трека (пролёта) над участком обработки, уничтожения (дефолиантами / бомбометанием) или тушения окрашенной водой. Цифры, указывающие на степень текущего отклонения летательного аппарата от заданного курса, метраж половинного наложения текущей полосы обработки на половину предыдущей. Такой транспарант используется для устранения допущенных неточностей в ручном режиме или визуального контроля работы системы управления самолёта, функционирующей в автоматическом режиме.

Кроме использования внешней рамки-транспаранта, имеется также возможность установки дисплея в центре приборной доски в кабине пилота. Система управления самолёта выводит на этот монитор не менее 16 навигационных характеристик и графическое изображение треков (курсовых прогонов с разворотами) по площадям, визуализация которых помогает работе (пилотированию) по наземным объектам, в выделенных зонах. А лётчик может ставить системе управления задачу прохождения запланированных программой треков не только последовательно, но и с учётом разноса радиусом разворота летательного аппарата. Чтобы минимизировать расход топлива / авиационного бензина.

От поршневых двигателей радиального и оппозитного типов к газотурбинным (турбовинтовым) силовым установкам. Которые значительно экономичнее за счёт использования общей камеры сгорания вокруг основного передающего крутящий момент на винт вала и лопаток.

Кроме того, благодаря отсутствию поршневых камер сгорания с их боковым сопротивлением набегающим потокам воздуха современные моторы позволяют существенно снизить коэффициент лобового сопротивления. И это благодаря остроугольной стреловидной обтекаемости переднего моторного отсека, в том числе и за счёт современных скользящих по воздуху лакокрасочных покрытий.

Ну, и конечно, многое нынче зависит от широко применяемых композитных материалов (углепластика), существенно снижающих массу всей летающей конструкции.

Американские компании-прозводители многоцелевых лёгких турбовинтовых самолётов Air Tractor и Thrush

Монопольное положение на американском и большинстве других авиарынков лёгкой авиации для вышеперечисленных в заголовке обзора нужд сохраняют два авиапроизводителя, расположенные в южном штате Техас (Air Tractor, Inc. / коллективное предприятие²; г. Олни; airtractor.com) и юго-восточном штате Джорджии (Thrush Aircraft, Inc. / авиаконцерн Rockwell; г. Олбани; thrushaircraft.com). Другие известные в мире американские изготовители малых летательных аппаратов сосредоточились на выпуске авиатакси (самолётов малой вместимости) с турбовинтовыми и турбореактивными двигателями. А у третьих производство полностью прекращено либо переведено в глубокий «спящий режим».

Однотипные летательные аппараты Air Tractor и Thrush (в меньшей степени) оказались настолько востребованными, что в течение примерно 25 лет привели к банкротству аналогичных производств на трёх других американских авиастроительных предприятиях, а также «ввели в кому» сборочные производства в Австралии и Новой Зеландии. Однако изделия данных производителей, несмотря на прекращение их производства, реально присутствуют на рынках и могут оказаться в зоне внимания наших покупателей, а также искушений в части приобретения.

В частности, компания «Цессна» ― Cessna Aircraft, Inc.³ (г. Уичита, шт. Канзас; cessna.txtav.com) нынче сосредоточена на выпуске высококлассных турбовинтовых и реактивных пассажирских самолётов малого класса. А компания Piper Aircraft, Inc. (г. Виро-Бич, шт. Флорида; piper.com) ― турбовинтовых моделей малой пассажирской авиации (авиатакси). Хотя владельцем патентов (интеллектуальной собственности) на прежние многоцелевые агросамолёты «Пайпер» является новообразованная New Piper Aircraft, Inc.

Последнего и единственного в мире производителя бипланов Grumman/Schweizer (имя сменили после приобретения компании братьями Швайцер / пер. с нем. яз.) обанкротила компания Allied Ag-Cat Productions Inc. из г. Уолнат Ридж округа Лоуренс, что на северо-востоке штата Арканзас. Родственная (аффилированная) компания которой до сих пор успешно управляет большим флотом машин Grumman/Schweizer Ag-Cat.

Бипланы типа Grumman Ag Cat и Ан-2 отличаются большой подъёмной силой. Поэтому сельскохозяйственные Grumman G-164 Super B Turbine, Ан-2СХ и Ан-2М оборудовались баками для химикатов на 1,5; 1,4 и 2 тыс. л растворов соответственно. А ремоторизованный самолёт Ан-2-100 со всё тем же огромным алюминиевым корпусом, но новым мощным чешским двигателем GE вообще поднимает на высоту 2,7 км груз, превышающий 3,2 т. Для сравнения, G-164 поднимает 1,8 т груза.

В австралийском штате Виктория от мирового кризиса пострадала сборочная компания GippsAero, специализировавшаяся на выпуске модели GA200 Fatman. А в Новой Зеландии ― Тихоокеанская аэрокосмическая корпорация (Pacific Aerospace Corporation, PAC) со своим самолётом PAC Cresco ZK-LTU 08-600/750 с редким на авиарынках задним размещением цистерны / бункера (хоппера).

В бразильском авиапроме производство сосредоточено в юго-восточном штате Сан-Паулу. Что было бы невозможным без поддержки государства и наличия ёмкого внутреннего рынка.

Моноплан Embraer EMB 202 Ipanema⁽¹⁰ с 4-лопасным пропеллером и оппозитным двигателем Textron Lycoming IO-540-K1J5D мощностью 224 кВт (300 л.с.), рассчитанный на подъём 950 л раствора или 750 кг сухих химических веществ, вышел на старт в бразильском г. Ботукату и поднялся над землёй ещё в 1970-м, а в 1972-м был запущен в производство. Рабочая скорость ― 213 км/ч, максимальная ― 230 км/ч. А всего их было выпущено более 1200 ед.

Многие «Лайкомены» (моторы Lycoming) «Ипанем» настроены на потребление авиабензина на спиртовой основе (стоимость основы составляет 25-30 % от бензина), снижая эксплуатационные расходы примерно на 20 %.

Производитель «Ипанем» ― Indústria Aeronáutica Neiva, дочерняя компания авиаконцерна Embraer (муниципалитет Ботукату, шт. Сан-Паулу / в 239 км на северо-запад-запад от г. Сан-Паулу, Федеративная Республика Бразилия; embraeragricola.com.br).

Польский авиапром сохраняет производство в Подкарпатском воеводстве и сборочную линию в Варшаве

Наиболее продвинутой европейской страной в части лёгкого сельхоз- и многоцелевого авиастроения является Польша.

Там имеется столичная сборочная линия для производства самолётов PZL-106 Kruk¹¹ (Raven/«Вóрон»; Варшава), точнее, нас интересует самая совершенная версия PZL-106BT Turbo Kruk. Ныне мощности отвлечены на изготовление и ремонт учебно-боевых версий «Вóрона».

Имеется также реально функционирующая провинциальная сборочная линия самолётов PZL-Mielec M-18(B) Dromader / «Одногорбый верблюд-дромадер» компании «Польский авиационный завод» / Polskie Zakłady Lotnicze из г. Ме́лец в Подкарпатском воеводстве. Этот сильный и выносливый Dromader весьма схож профилем (экстерьером) и с «Воздушным трактором», и с «роквелловским» «Дроздом». А в качестве силовых агрегатов для «Дромадеров» вместо старого американского поршневого двигателя, использовавшегося ещё на Ан-2, всё чаще используется продукция авиапредприятия Pratt & Whitney Canada.

Компания «Пратт энд Уитни» входит в «большую тройку» производителей авиадвигателей вместе с «Дженерал Электриком» и «Роллс-Ройсом».

О популярных у авиастроителей турбовинтовых авиадвигателях малой мощности…

Главное в нашей жизни, ― это вовремя занять появившуюся или освободившуюся нишу. Процесс характерный и для производства малых дозвуковых летательных аппаратов. Пока авиационные «гранды» осваивали «сверзвук», «изменяемую геометрию крыла», технологию «стелс» и производство космических челноков. А уж лидеры новой авиационной подотрасли лёгких летательных аппаратов типа Air Tractor «подтянули» за собой таких известных моторостроителей как предприятие Pratt & Whitney Canada⁽¹² (P&W). Заставляя остальные моторные КБ и заводы со временем пуститься в гонку за авиа- и моторостротельным лидером.

К основному сопернику P&W в секторе турбовинтовых двигателей относится Бостонская корпорация General Electric / «Дженерал электрик» (GE) из северо-восточного приатлантического штата Массачусетс (Новая Англия). Которая под напором чехов разместила сборку своих турбовинтовых моторов на производственных мощностях GE BGA Turboprops компании GE Aviation Czech, Ltd. (geaviation.cz) и комплектует производство «Дроздов». Причём производит авиадвигатели в самом центре Европы ― в Праге, рассчитывая на расширение евразийского производства малой авиации. И авиакомпания «Антонов» уже воспользовалась близостью расположения этого моторного производства для замены поршневого двигателя на турбовинтовой в процессе модернизации самолёта Ан-2 до версии Ан-2-100. (Развёртывание моторного производства в Праге было бы невозможным без содействия чешского правительства с хорошо подготовленными, грамотными, не вороватыми чиновниками.)

Самолёты Air Tractor, кроме использования двигателей P&W, комплектуются также оппозитными моторами LTP101, изготавливаемыми пенсильванской компанией Lycoming Engines⁽¹³ («Лайкоминг Энджинс»).

А у одной модели «Дрозда» (510GR) вы можете увидеть в моторном отсеке силовые агрегаты TPE331 от аризонской компании Honeywell Aerospace⁽¹⁴ («Ханюэйл Айроспас»).

В технологической гонке за лидерство также пытается принять участие и алабамская компания Continental Motors¹⁵, специализирующаяся на производстве оппозитных двигателей. Однако шансы предприятия, расположенного на побережье Мексиканского залива, сильно подрывает его 8-летнее вхождение в китайский авиапром… (Что с запорожским предприятием «Мотор Сiч» благодаря усилиям СБУ и судебной системы Украины «провернуть» не случилось.)

Производство двух основных семейств лёгких самолётов свободнонесущего низкопланового типа в США

Ограничимся рассмотрением двух самых современных семейств серийно выпускаемых лёгких летательных аппаратов Air Tractor и Thrush.

  1. Летающие «Воздушные трактора» от компании Air Tractor и канадского двигателестроителя Pratt & Whitney

Если вы хотите наладить производство новой машиностроительной продукции, с не до конца ясными рыночными перспективами, то небольшой городок или п.г.т. в степи с аэродромом и отсутствием серьёзных альтернативных предложений местным жителям по трудоустройству ― это надёжная основа для реализации ваших производственных планов. Плюс местный патриотизм, благодаря которому сотрудники компании готовы терпеть «тяготы и лишения» на этапе становления бизнеса или во время кризисного состояния экономики страны. И наличие свободных территорий для малоэтажного строительства при обустройстве специалистов, приглашённых на работу из других районов и регионов.

10 лет назад коллектив компании Air Tractor выкупил акции у прежнего владельца Леланда Сноу. И, тем не менее, предприятие, расположенное посреди техасской степи, продолжает пользоваться полным доверием своих заказчиков. Сохраняя годовой выпуск самолётов для сельхоз- и военных нужд, аэрофотосъёмки и тушения лесных пожаров на уровне 180 летательных аппаратов в год, при валовом доходе, превышающем $108 млн.

Семейство монопланов «Эр Трэктор» состоит из серий 5 АТ-300/400/500/600/800/1000 (приблизительная ёмкость хоппера в галлонах) с высокими кабинами и обзором от компании Air Tractor. Производственные мощности которой находятся на Авиаплощадке им. Леланда Сноу ― у пересечения трёх небольших по длине ВПП аэропорта «Олни Муни». Построенных ещё для подготовки лётного состава палубной авиации ВМФ США с коротким взлётом и посадкой в годы Второй мировой войны.

Авиаплощадка вместе с аэропортом Олни Муни, который принимает частные самолёты, аэротакси и небольшие военно-транспортные «борты», находится примерно в 4 км к юго-западу от техасского г. Олни и менее 79 км к югу от крупной авиабазы «Шеппард» на северной окраине тщательно обустроенного г. Уичито-Фолс, центре подготовки лётного и обслуживающего состава ВВС НАТО. При авиабазе с 4-мя ВПП разной длины, рулёжными дорожками и большим количеством открытых стоянок и ангаров, заполненных разнообразной транспортной и боевой авиатехникой, действует довольно крупный аэропорт Уичито-Фолс Риджиналь. Который можно использовать для пересадки на авиа- или автотакси для движения в сторону Олни Муни и посещения расположенного там предприятия Air Tractor.

Первый самолёт Snow/«Снег» S-2А (бак для химикатов ― в передней кабине), довольно хорошо управляемый на низких высотах и укомплектованный 600-сильным радиальным поршневым двигателем, был предложен к продаже ещё в 1956 г. под индексом Ayres/«Айрес» S-2R Thrush/«Дрозд» (ёмкость бака ― 1135 л). Хотя реальные инвестиции ($100 тыс.) в создание производственных мощностей, включая стапели для серийного производства этого летательного аппарата удалось собрать среди бизнесменов Олни лишь в 1958 г.

И этот самый Ayres S-2R Thrush послужил прототипом для самолётов Air Tractor AT-300/302, запущенных в серию через несколько лет после отказа в 1965 году Леланда Сноу от работы в компании Rockwell Thrush Commander и участия в переезде предприятия в г. Олбани, шт. Джорджия.

Модели одноместных самолётов Air Tractor для сельхозработ, как правило, обозначаются «двойкой» на конце: АТ-302/402/502/602/802/1002. С двумя сидениями перед одной дорогостоящей приборной доской: АТ-503 (504)/803. С коротким мотором ― АТ-401 и т.д.

«Воздушный трактор» АТ-502XP¹⁶ имеет т.н. «мощность Xtra» для полной загрузки даже в самые жаркие дни. Это производительный баланс усовершенствованного планера, двигателя и лопастей (4 вместо 3-х) управляемого пропеллера, обеспечивающий требуемые для работы скорость, мощность и повышенную производительность в высокогорье. 502XP поможет вам обработать бóльшие посевные площади за меньшее время и, главное, с меньшими усилиями. Движущей силой крылатой машины АТ-502XP является турбовальный двигатель P&W PT6A-140AG. Он имеет 867 «лошадки» (647 кВт), доступные для взлёта в течение всего дня, вне зависимости от погодных условий.

Скороподъёмность в семействе Air Tractor на любой вкус: от «истребительных» 1067 м/мин. у АТ-502 (при 3-х управляемых лопастях пропеллера) до не очень привычных и довольно «медлительных» 198 м/мин. у АТ-602 (при 5-ти лопастях). Хотя для опрыскивания и разбрасывания подниматься на большую высоту и не требуется.

Среднюю стоимость самолёта АТ можно определить, разделив среднегодовую валовую прибыль компании ($108 млн) на примерное количество выпущенных за год самолётов (180 ед.). То есть средняя стоимость самолёта компании Air Tractor составляет $600 тыс. ― плата за высокое качество и полезные в работе навигационные «навороты».

Сельхозавиатехника составляет >85 % выпуска предприятия Air Tractor, Inc. При этом 250 сотрудников и одновременно владельцев компании обеспечивают 85 – 90 % потребностей внутреннего рынка США. Где интенсивно круглогодично эксплуатируются порядка 3000 «воздушных тракторов». Которые для этого постоянно перемещаются в экваториальные области Американского континента, штаты и провинции Южного полушария с умеренным климатом и обратно (по мере созревания и уборки урожаев).

Загляните в Google и увидите до десятка только что собранных самолётов «Эр Трэктор», которых только что выкатили на открытые площадки аэродрома «Олни Муни» (в 4 км на юго-восток от техасского г. Олни) вокруг производственного корпуса Air Tractor, Inc.

Не менее половины выпуска продукции ежегодно (>90 машин) отправляется на экспорт. Раньше основными импортёрами были в основном англо-, испано- и португалоязычные страны. В числе которых находились Канада, Австралия, Латинская Америка и множество других стран Восточного полушария: начиная от ЮАР и заканчивая Южной Кореей. (Бразилия в последнее время закрыла свои основные и немалые потребности собственной авиатехникой.)

Сейчас внимание «авиакооператива» (Л. Сноу в 2008 г. продал компанию своему коллективу) привлекли рынки «водоплавающе-пожаротушащей» авиатехники Западных Балкан¹ (Хорватии, Черногории, Боснии и Герцеговины…), Монголии и, пожалуй, в меньшей мере, Евразии. Той её части, что расположена за пределами лингвистически привычной для сотрудников Air Tractor, Inc. испано-португальской территории юго-запада Европы. (Продвижением «воздушных тракторов» в Европе занимается европейско-евразийское представительство Air Tractor в средиземноморском испанском портовом г. Валенсия.)

Заметим также, что в новом семействе самолётов АТ-1000 опрыскивание уже отнесено к категории опционального предназначения, а на первые места по значимости выходят воздушное патрулирование, транспортировка горючего топливным танкером и пожаротушение. К слову, в настоящее время компания Air Tractor предлагает потребителям авиатанкер T825 из «800-й» серии машин АТ. Использование которого оправдано благодаря повышенной мобильности техасских летательных аппаратов, за которыми не всегда поспевают автоцистерны для перевозки опасных грузов (бензовозы).

А прилагающиеся поплавки сверху колёс «Эр Трэкторов» позволяют осуществлять заправку бортовых цистерн водой непосредственно с поверхности водоёма при полной посадке или на ходу ― при скольжении поплавков по водной поверхности.

Таблица 1. Основные характеристики самолётов малой авиации под брендом Air Tractor

(с ориентацией на прайс-лист)

Модель самолётаМодель турбовинт. дв. P&W¹ или оппозитный LycomingМощность на валу, л.с./кВт при (@) минДлина х размах крыльев х высота, м /площадь крыльев, кв.мОбъём бака

(2-х баков⁽³) для химикатов и СЗР, галл./л

Взлётный вес (max), кгСкороподъёмность, м/ мин. (м/с)Скорость (max), км/чТопливный бак, галл./л
АТ-300 (302)R985AN1²

 

450/336@2300

 

8,2х13,8х2,6/25,1320/1210,88

385/1460 (АТ302А)

2268486 (8,1)27076/287,6
АТ401ВR1340600/447@22508,2х15х2,56/27,3400/1513,63565,3 

336 (5,6)

 

251

126/476,8
АТ-402ВРТ6А15AG680/507@2200400/15104159,5170/643,3
АТ-502А и В

АТ-502XP

РТ6А-45R

РТ6А140AG

1100/820@1700

867/647@н/д

10,2х14,6х3/26,8500/1892

502/1900

4753,7

н/д

1067 (17,8)340

н/д

216/817,3
н/д
АТ-602РТ6А-60AG1050/783@н/д10,4х17,1х3,4/31,2630/2383,92 (2385)5670198 (3,3)318216/817,3
АТ-802А(F)РТ6А-671424/1062@1700 

10,8х18,1х3,9/37,3

 

800/3027,2 (3066)

7257,6н/д338254/961,1
АТ-802Uн/д1600/1193@н/дн/дн/д370н/д
АТ-1002АРТ6А-67F1700/1268@н/дн/д1060/4011,049072н/дн/д450/1702,8

Примечания:  ¹⁾Турбовинтовые / газотурбинные двигатели P&W производства компании Pratt & Whitney Canada.

²⁾Возможна комплектация поршневым оппозитным двигателем Lycoming LTP101 производства компании Lycoming Engines.

³⁾Два бака/хоппера-бункера (передний и задний, что поменьше) у самолётов моделей AT-802/1002.

⁴⁾Гражданская (военная) версия.

⁵⁾Военная версия.

 

  1. «Звонкие повелители мгновенья¹⁸» от Thrush Aircraft и яркий дебют чешских силовых агрегатов General Electric

В 2003-м, когда руководство аэрокосмической корпорации Rockwell International на фоне поэтапного свёртывания правительством США программы строительства космических челноков вынужденно было провести диверсификацию производства. Именно тогда кто-то из «роквелловцев» вспомнил о несостоявшемся завоевании симпатий фермеров, военных, пограничников, пожарных самолётами Snow S-2R Леланда Сноу в пору его работы и сразу же после увольнения из компании Rockwell Thrush Commander. И вот один за другим из цехов уже Thrush Aircraft, Inc. в Юго-Западном аэропорту Джорджии, что с двумя ВПП расположился на юго-западной окраине г. Олбани, ушли в небо вылизанные авиадизайнерами «Роквелла» лакированные машины малой авиации под названием Thrush/«Дрозд» 510P (бывш. индекс: Thrush S2R-T34), 510G,510GR, 550P и 710P (бывш. индекс: Thrush S2R-T660). В обозначении присутствует примерная ёмкость бочки в галлонах и буква, обозначающая семейство (производителя) двигателя.

Всего компанией Thrush Aircraft выпущено порядка 2000 самолётов под прежним наименованием Ayres Thrush и нынешним ― Thrush. Которые ныне занимают 10-15 % авиарынка США, сильно уступая в массовости спроса «Воздушным тракторам»..

Причём модели 510Р, 550Р и 710Р комплектуются двигателями P&W: PT6A-34AG (750 л.с./559 кВт), PT6A-60AG (1050 л.с./783 кВт) и PT6A-65AG (1220 л.с./910 кВт). Модель 510G опирается на мощь чешского мотора GE H80 (800 л.с./597 кВт) от «Дженерал электрика», а 550GR ― на крутящий момент двигателя Honeywell TPE331 (940 л.с./701 кВт) от аризонского «Ханюэйла Айроспаса». (GE H80 разработан американцами на базе «не увядающего» чешского турбовинтового мотора Walter M601 (740 л.с./552 кВт), который успешно применяется на моноплановых репликациях биплана Ан-2 российского производства.)

Наибольшего успеха у пользователей добилась модель 510G с более лёгким планером и турбовинтовым двигателем GE H80, которая быстро преодолела рубеж в 100 поднятых в небо «дроздов». GE H80 выдаёт 800 л.с. на вал с 5-лопастным пропеллером при 105 °F (40,6 °C), имеет систему электронного управления силовым агрегатом, в частности, подачей топливной смеси в камеру сгорания и углом поворота лопастей пропеллера. Представляя собой экономичную двухвальную конструкцию с обратным потоком избыточной мощности.

Thrush 510G лидирует среди «дроздов» (см. табл. 2), удовлетворяясь самой короткой дистанцией приземления, особенно при использовании реверса двигателя. Имея самую большую крейсерскую скорость. И уступая вместе с моделью 510Р первое место по минимальному потреблению топлива машинам 550GR.

У «510G-й» также неплохая скороподъёмность ― 426,7 м/мин. от уровня мирового океана с массой в 2722 кг (разрешённая скорость ― до 303 км/ч). И опять же, уступая лишь машине 510GR с мотором Honeywell TPE331 ― 457 м/мин.

В торможении летательного аппарата, точнее, в снижении его посадочной скорости участвуют три группы элементов:

– закрылки, выпуск которых существенно увеличивает лобовое (аэродинамическое) сопротивление самолёта;

– колёсные тормозные механизмы, обычно с гидроусилением;

– воздушный винт / пропеллер / лопастной агрегат, обычно с пятью лопастями, который переводится в режим торможения (реверса) поворотом лопастей на угол 180°; автоматически в соответствии с соответствующим алгоритмом переводя тяговое усилие в тормозное.

Впрочем, для кого-то не принципиально, если скороподъёмность будет на уровне 327,7 м/мин. (510Р; 2722 кг), 229 м/мин. (550Р; 4762 кг) или даже 259 м/мин. (710Р; 6418 кг). Особенно, если определяющим окажется объём цистерны/бункера. В частности, самолёт Air Tractor AT-602 со своими 198-ю м/мин. (3,3 м/с) выносит на поля за один взлёт 2385 л раствора.

А модель 550Р лидирует в части минимальной взлётной дистанции, что особенно выгодно подчёркивается 550-галлонной бочкой для раствора минеральных удобрений и СЗР.

Сдвоенный кокпит (кабина) / Dual Cockpit. В спецификациях указывается, что лёгкие самолёты Thrush 510P, 510G и 710P пригодны для установки сдвоенного кокпита для учебно-боевых штурмовиков или расширенной кабины для гражданских версий «Дроздов». Сдвоенный кокпит характерен размещением рабочих мест друг за другом для размещения пилота (спереди) и штурмана (сзади), который отвечает также за бомбометание; ученика (спереди) и пилота (сзади); пилота и груза.

В расширенной кабине рядом друг с другом могут размещаться два человека. Такой широкий кокпит предназначен идеально подходит для обучения, наблюдения и перевозки дополнительного груза. А у «550P-й» модели двойной кокпит, как утверждают «олбанцы», вообще предоставляет чуть ли не дополнительное помещение. Хотя лётные характеристики этих самолетов практически идентичны, если не считать возрастания лобового сопротивления, своим «двоюродным братьям» с одной (одноместной) кабиной.

В увеличенной кабине имеется возможность перевозить до 200 кг оборудования, пассажиров или груза. Имеется возможность обучать пилотов с полным набором инструментов и средств управления полётом (включая цифровой дисплей MVP-50). Можно, в конце концов, предоставить фермерам возможность осмотреть свои поля с высоты птичьего полета. С двойной кабиной самолёты Thrush «готовы отчитываться за работу в поле рядом с вами» или переправить тяжёлую кладь в отдалённые районы страны или региона.

Таблица 2. Основные характеристики самолётов под брендом Thrush Aircraft

МодельДвигательМощность,

л.с./кВт

Длина х размах крыльев х высота, м /площадь крыльев, м²Ёмкость бункера для:Рабочая скорость, км/чВзлётная дистанция/взлётная масса, мСкороподъёмность/взлётная масса, м/мин.Дистанция приземления/ с реверсом, мПотребление топлива, л/чКрейсерская скорость при 55% мощности, км/ч
сухих мате- риалов, м³жидкостей, галл./л
510РP&W PT6A-34AG750/5609,9х14,5х2,8/33,91,87510/1930 

 

145241

503/4762327,7/2722182,8/121,9170-227241
510GGE H80 (наиб. попул.)800/59710,4х14,5х2,9/33,91,93510/1930457/4762426,7/2722167,6/106,7170-227256
510GRHoneywell TPE331940/70110х14,5х2,8/33,91,87510/1930466/4762457/2722182,8/121,9189-208 

241

550PP&W PT6A-60AG1050/78310,2х14,5х3,1/н/д1,93550/2081328/4762229/4762182,8/121,9246-265
710PP&W PT6A-65AG1220/91010,8х16,5х3,1/н/д2,69710/2687487/6418259/6418182,8/121,9303322

 

Автор: Алексей Алёшин, военспец, д.т.н.

Сноски по тексту:

————————————————————————————————_

¹Компания «Полусфера» Hemisphere GNSS (Global Navigation Satellite Systems) базируется в Скотсдейле⁽*, «городе богачей» на северо-восточной окраине столичной агломерации г. Финикса, столицы штата Аризона, граничащего с Мексикой… «с офисами, расположенными по всему миру». Эта GNSS-компания ранее входила в AgJunction Group в качестве отдельного дивизиона, а ныне является частью пекинской компании с безликим наименованием Beijing UniStrong Science & Technology Co., Ltd. А компания AgJunction Inc. теперь осуществляет «руководящую и направляющую роль» через своё представительство в Финиксе, размещённого на территории ставшего китайским дивизиона, как крупнейший (вместе с калифорнийским «Новариантом») потребитель продукции компании Hemisphere GNSS.

Hemisphere GNSS – это инновационнотехнологическая компания из г. Скотсдейла (шт. Аризона, США), которая разрабатывает и производит разнообразные космонавигационные продукты и услуги по коррекции сигналов L-диапазона, в т.ч. и для нужд сельского хозяйства. Это «Полушарие» обладает многочисленными патентами и другой интеллектуальной собственностью и продаёт по всему миру несколько ведущих брендовых продуктов и технологий. В их перечне: Athena™, Atlas®, Crescent®, Eclipse™ и Vector™ для высокоточных приложений (см. hemispheregnss.com).

*Скотсдейл (Scottsdale) — город в западной части округа Марикопа американского штата Аризона. Является крупным туристическим и торговым центром юго-запада СЩА. Он считается лежащей в пустыне копией Майами-Бич «с множеством ночных заведений и шумных отелей». Город находится в долине реки Солт-Ривер, называемой «Долиной солнца», на северной окраине пустыни Сонора. На востоке и северо-востоке Скотсдейла начинаются горы Макдауэл.

²⁾Snow Aeronautical, предшественница компании Air Tractor, была основана в 1955 году 25-летним Леландом Сноу в Олни, штат Техас, компанией Leland Snow для производства и продажи агросамолётов Snow S-2 его дизайна. Британская авиакомпания Britten-Norman стала дистрибьютором самолётов Snow («Снег»), а затем взяла на себя обязанности инвестора компании и благодаря полученному контрольному пакету акций в 1965 г. продала молодого авиапроизводителя подразделению Aero Commander крупной военно-промышленной авиакорпорации North American Rockwell.

Леланд Сноу («Лёня Снегов») ― фигура в левобережной техасской части долины на Большой приграничной с Мексикой реки Рио-Гранде весьма неоднозначная. С одной стороны, мистер Сноу ― это, действительно, «Томас Эдисон сельскохозяйственной авиации». А с другой, ― по уровню подготовки (сельхозтехникум и лётные курсы опрыскивателя полей) и опыту конструирования летательных аппаратов он ни в коей мере не подходит на роль ни главного конструктора, ни «отца» малой сельхозавиации, ни, тем более, вице-президента крупного дивизиона в штате Джорджия авикорпорации Rockwell International (последняя версия наименования военно-промышленного концерна со штаб-квартирой и головным производством в г. Милуоки, северный шт. Висконсин).

Судьбой Л. Сноу распорядилась «госпожа Удача» («оказался в нужное время в нужном месте») и личные внутритехасские связи достаточно эксцентричной мамы, «наградившей» родившегося сына женским восточным именем вдобавок к не менее странной фамилии. Благодаря чему «Лёня» поступал на учёбу туда, куда мог и хотел, получал лицензии, несмотря на первоначально провальные испытания новой техники, и долгосрочные льготные кредиты для инноваций. А в конце 1960-х он даже прошёл по программе кредитования малого и среднего бизнеса, что было бы невозможным без ведома и участия чиновников из г. Остина, столицы нефтедобывающе-перерабатывающего шт. Техас ― важного донора всей федерации-конфедерации под аббревиатурой «США».

В 1965 году 30-летний Леланд благоразумно покинул корпорацию «Роквелл» и посвятил, как написано в официальной мифологизированной биографии, следующие два года разработке самолётов Air Tractor. А на мой взгляд, просто грамотно (с внешними подсказками) использовав интеллектуальный «задел» коллектива конструкторов «Авиадроздов» (компании Rockwell Thrush Commander).

Ведь, как известно людям, занимающимся изобретательством, можно немножко усовершенствовать предыдущий патент, придав изобретению некие новые качества (устройству новые блоки), зарегистрировать новый патент и уже предъявить какие-либо претензии к его владельцу будет невозможно. Так, на мой взгляд, и возникла «сырая» модель АТ-300, поставленная на сборочную линию ангара в аэропорту Олни Муни, тем не менее, только в 1972 г. Которая позже была действительно усовершенствована грамотными специалистами и в 1977 г. получила индекс AT-301.

А 16 лет спустя Air Tractor, Inc. выкатила на рулёжную дорожку аэропорта уже свой 1100-й самолёт и вскоре начал расширять свои производственные площади в югозападном аэропорту г. Олни для увеличения выпуска одноимённых многофункциональных летательных аппаратов.

Сегодня Air Tractor выпускает линейку самолетов, которая включает в себя также 400-, 500-, 600-, 800- и 1000-галлонные версии, работающих на канадских (квебекских) поршневых или турбинных двигателях Pratt & Whitney.

В общем, Леланд Сноу, решительно освободившийся от штатного расписания и планов «Роквелла» по реструктуризации компании Rockwell Thrush Commander, заключавшейся в переселении авиапроизводства в штат Джорджия, вновь возглавил местное инвестиционно-привлекательное, а потому нужное для жителей и бизнеса города Олни, округа Янг и всего Техаса дело. Не мешая толковым подчинённым инженерам совершенствовать и налаживать производство новой многоцелевой авиатехники.

И он же (хватило мудрости) вовремя продал компанию, ввиду отсутствия наследников, готовых и способных возглавить это сложное дело. Продал своим подчинённым, превратив таким образом предприятие в коллективное (народное, кооперативное). И умер два года спустя в 2010-м почётным гражданином, по меньшей мере, двух северотехасских городов, почив в Бозе 80-летним стариком в своём доме в южном г. Уи́чито-Фолс «городе техасских невест» с «военно-воздушным уклоном» и правительственными инвестициями. Поскольку рядом с данным крупным поселением расположена авиабаза НАТО под названием «Шеппард». Это я о том, куда могли деться наследницы г-на Сноу. Гóрода возле обожаемой туристами реки с романтичными водопадами, которая впадает в приграничную на севере со штатом Оклахома реку Ред.

³⁾На рынке «бэушной» авиатехники можно найти «Цессны» 188 из серии самолётов Ag-wagon (1966-83 гг.) или модификация А188В-300 AGtruck, с 6-цилиндровым, горизонтально противоположным (оппозитным) поршневым двигателем Continental IO-520-D (285-310 л.с./213-231 кВт).

Компания «Цессна», произведя 1589 самолётов, запустила это авианаправление в своей работе и «не вписалась» своим «тихоходом», развивающим 183 км/ч крейсерской скорости и 195 км/ч максимальной, в общее направление развития данного сектора малой авиации. Отсюда и отставание от «воздушных тракторов» и «дроздов» в полезной нагрузке (576 кг вместе с пилотом): взлётная масса 1497 кг, пустой ― 921 кг. Хотя т.н. «агрогрузовики» Cessna А188В-300 AGtruck (Д х Размах кр. = 8 х 12,7 м) при соответствующей работе маркетинговых служб могли бы найти свою нишу на хорошо освоенных земельных угодьях европейского типа. Хотя У многоцелевой «Цессны» кабина имеет полное заднее остекление, что позволяет говорить о полном круговом обзоре.

⁴⁾На рынке вторичной авиатехнике можно увидеть 4 модели «Пайперов» (по фамилии конструктора), начиная с машин 1970-х под индексом Piper PA-36 Pawnee Brave 285 и заканчивая моделями New Brave 300/375/400. Вначале мистер Пайпер использовал для комплектации двигатель Continental Tiara 6-285 (285 л.с./213 кВт), а затем перешёл к оппозитным моторам Lycoming IO-540-K1G5 (300 л.с./224 кВт) и IO-720-D1СD (375 л.с./279 кВт; 400 л.с./298 кВт) с воздушным охлаждением. Задний обзор в кабинах «Пайперов» практически идентичен «Цесснам».

У «Новых храбрецов» типа New Bravo 375 (Д х Размах кр. = 8,38 х 11,82 м) характеристики поприличнее… В бункер (1,08 м³) тут вмещается почти тонна (998 кг) сухих химических веществ или 275 галл./1041 л раствора. Полезная нагрузка (1059 кг вместе с пилотом): взлётная масса 2177 кг, пустой ― 1118 кг. Развивает 219 км/ч крейсерской скорости и 229 км/ч максимальной. С дальностью полёта до 727 км (без доп. топл. баков) и скороподъёмностью 4,7 м/с (282 м/мин.). Скромно, но часто вполне достаточно…

⁵⁾Первый биплан G-164 калифорнийского производства Лероя Груммана с силовой установкой Continental W670 Series 6A-16 из Алабамы, положивший начало новому в то время и до сих пор весьма популярному семейству Grumman Ag-Cat, выпустила в полёт в мае 1958 г. авиакомпания Grumman Aircraft Engineering Corporation (Grumman Aerospace Corporation). Ag-Cat был первым самолетом, специально разработанным крупной авиационной компанией для сельхозавиации. Авторы идеи ― известные в США лауреаты специальных премий, инженеры Джо Липперт и Артур Кох.

Большие военные заказы в годы «холодной войны» мешали производству Ag-Cat на заводе Груммана «Бетар» и в качестве субподрядчика для реализации всей программы была подключена Schweizer Aircraft Сorporation (Хорсхедс, шт. Нью-Йорк, США) трёх братьев Швайцеров, занимавшаяся производством лёгких самолётов и вертолётов. В 2012-м Schweizer Aircraft в качестве дочерней компании корпорации Sikorsky Aicraft прекратила свою деятельность.

С начала производства до 1981 г. компания Schweizer построила 2455 самолётов по контракту. В 1981 г. «Швайцер» приобрела права на дизайн и продолжение производства под названием Schweizer Ag-Cat и стала выпускать его под своим брендом «Schweizer». Поплавки были одобрены для самолётов в начале 1990-х гг. в Австралии. И только в 1995-м «Швайцар» перепродала дизайн компании Ag-Cat Corp. из Малдена, шт. Миссури. Где эксплуатационники «сподобились» до банкротства авиасборщика выпустить лишь 5 самолетов модели G-164B (G-164BT500). В феврале 2001 года проект был продан Allied Ag-Cat Productions, Inc.

Всего было произведено 2628 самолетов Ag-Cat, не считая произведенных по лицензии в Эфиопии (под наименованием Eshet). Кроме того насчитывается более 12 типов самолетов, производимых другими компаниями на базе Ag-Cat.

Вначале на комплектацию самолётов Ag-Cat шли двигатели мощностью 220-300 л.с./164-224 кВт трёх семейств: Continental, Gulf Coast и Jacobs. А затем на самолёты G-164A стали устанавливать моторы Pratt & Whitney R-985 (450 л.с./335 кВт) и R-1340 (600 л.с./450 кВт). В последнем случае была «оппозитная альтернатива» в виде известного, компактного по сравнению с радиальными, мотора Garrett TPE331-1-101. А на G-164B появилась возможность устанавливать двигатели Continental/Page R-975 (525 л.с./391,5 кВт).

Также выпускались модели Ag-Cat Turbine с турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney PT6A (680 л.с/507 кВт и 750 л.с/559 кВт). Существует также и 4-й вариант Ag-Cat Turbine (G-164D), который отличается от самолета Ag-Cat Turbine (G-164B) тем, что имеет бункер для химикатов бóльшего размера и альтернативные турбовинтовые двигатели PT6A мощностью 750 или 850 л.с./634 кВт. Плюс не до конца ясная роль радиального поршневого двигателя Wright R-1820-202A (1200 л.с./895 кВт).

⁶⁾Производственные мощности компании GippsAero (ранее Gippsland Aeronautics) расположены в аэропорту Латроуб-Вэлли (Морвелл – админ. центр города Латроуб/центра угледобычи; примерно в 149 км к востоку от Мельбурна; gippsaero.com).

⁷⁾Кокпит небольшого агросамолёта GA200 Fatman (Д х Размах кр. х В = 7,5 х 12 х 2,3 м; площадь крыльев ― 19,6 м²) предназначен для размещения пилота и возможного курсанта/фермера/пассажира/доп. оборудования. Масса пустого / загруженного самолёта: 868 / 1995 кг (∆1127 кг). Силовая установка: Lycoming I0-540-K1A5, 194 кВт (260 л.с.). Крейсерская скорость: 204 км/ч.

⁸⁾Сборочные мощности Pacific Aerospace Corporation в г. Гамильтон, в джунглях севера острова Северный, Новая Зеландия; aerospace.co.nz).

⁹⁾Прототипом «новозеландца»-репликатора Cresco является машина Fletcher FU-24, производившаяся аж в 1941 г. давно перепрофилировавшейся калифорнийской корпорацией Fletcher Aviation (по фамилии трёх братьев Флетчер) из г. Пасадена, северный пригород Сан-Франциско. Эта «птица» длиной и размахом крыльев 11,1 х 12,8 м, с бочкой на 1779 л или бункером для сухих материалов на 1860 кг, развивающая максимальную скорость 328 км/ч, изначально собиралась из машинокомплектов.

¹⁰⁾Слово «Ипанема» (название фермы в муниципалитете Сорокаба штата Сан-Паулу, на которой разработали первую модель агросамолёта Embraer) на языке индейских народов тупи-гуарани означает «плохая вода» или «вонючая вода». Этим словом португало-, а также испаноязычные жители Бразилии называют заболоченную и непригодную для рыболовли реку в штате Сан-Паулу, а также престижный район (!?) в южной части г. Рио-де-Жанейро и расположенный в нём знаменитый песчаный пляж, на юго-западном атлантическом побережье, омываемый чистой океанской водой. В случае с агросамолётом от концерна Embraer смысловая нагрузка слова Ipanema ― это, скорее, воплощение мечты и успеха. Что-то сродни поискам мифической южноамериканской страны Эльдора́до в XVI в., богатой золотом и драгоценными камнями, с прокладкой многочисленных дорог внутрь Южной Америки.

¹¹⁾Польский «Вóрон» PZL-106 Kruk (Raven/Вóрон) – агросамолёт от компании WSK PZL Warszawa-Okęcie (PZL «Warszawa-Okęcie») с довоенным американским 9-поршневым двигателем от Ан-2. Новые испанские хозяева из EADS CASA (ныне Airbus Military) авиапредприятия EADS-PZL Warszawa-Okęcie S.A. изготовление польского агросамолёта в 2001-м прекратили, дозволив выпуск военной учебно-боевой версии данного летательного аппарата.

Компания EADS-PZL является старейшим польским авиационным производителем, основанной в варшавском районе Окенце / Okecie в 1928 г. Серийно выпускались 22 модели самолётов, а всего около 6000 воздушных суден покинули помещения завода и были проданы более чем в 30 стран. В 2001-м завод был продан польским правительством EADS CASA (в настоящее время Airbus Military).

Airbus Group (ранее «Европейский аэрокосмический и оборонный концерн» / European Aeronautic Defence and Space Company, EADS) — крупнейшая европейская корпорация аэрокосмической промышленности. Официально зарегистрированная в Амстердаме, корпорация имеет штаб-квартиры в Париже и Оттобруне (в Баварии, к югу от Мюнхена).

EADS PZL (aero-plan.org) насчитывает более 500 чел., а его основными направлениями деятельности являются:

– производство двухместного учебно-боевого самолёта семейства PZL-130 Orlik (рабочие места расположены один за другим; дв. Pratt & Whitney Canada PT6A-25С (560 кВт; опорная поверхность – 14,6 м2; 550 км/ч max; 490 км/ч – круиз; 2200 км max), выпущено 750 ед; по экстерьеру Orlik сильно напоминает агросамолёт «Вóрон» в модификациях  PZL-106 BT Turbo (BT-601) и BTU-34 Kruk;

– изготовление комплектующих для «натовско-испанских» военно-транспортных самолётов CASA C295 / 235 малой грузоподъёмности и пассажирского самолёта Airbus A-320 французской сборки (г. Тулуза, юго-запад Франции);

– услуги сельскохозяйственной авиации через подразделение EADS PZL, расположенное на юго-востоке Польши.

Нам интересны две модели самолёта PZL-106 Kruk с турбовинтовыми двигателями:

– BT Turbo (BT-601) с дв. Walter M601D (544 кВт); выпускалась с 1985 г.

– BTU-34 Turbo с дв. Pratt & Whitney Canada PT6A-34AG (560 кВт), с 1998 г.

Самолёт имеет съёмный модуль в корпусе перед кабиной пилота ― бак для жидкости (раствора) или бункер для химических удобрений (до 1050 кг материалов), либо кабину для инструктора.

В 1981 г. самолёт PZL-106 Kruk был выпущен и в версии пожаротушения.

А всего было создано 266 единиц PZL-106 во всех версиях и вариантах. Производство самолётов, остановленное в конце 1980-х годов, было возобновлено в 1995 г. В настоящее время, как утверждает польскоязычная Википедия, выпускаются обе версии: BT (544 кВт) и BTU (560 кВт). Или, скорее всего, сохранена оснастка для их производства.

Основные характеристики самолёта PZL-106 Kruk BT Turbo (BT-601) с двигателем Walter M601D:

– Д х Размах кр. х В = 10,2 х 15 х 3,8 м;

– опорная поверхность крыльев – 31,7 м²;

– масса – 1680 кг (нетто), 3500 кг (брутто), 1820 кг (полезная);

– скорость – 250 км/ч (max), крейсерская/рабочая – 170 км/ч, сваливания – 90 км/ч (min);

– скороподъёмность ―360 м/мин. (6 м/с);

– дальность перелёта ― 900 км.

Эксплуатируется преимущественно в Польше, Восточной Германии (бывш. ГДР), Египте и Судане.

¹²⁾Двигатели с краткой аббревиатурой P&W изготавливаются квебекским предприятием Pratt & Whitney Canada (pwc.ca), расположенным во франкоязычном г. Лонгёй мегаполиса Большой Монреаль провинции Квебек, Канада. Город расположен на правом берегу р. Св. Лаврентия ― напротив г. Монреаля. (К слову, в результате процесса субурбанизации Монреаля, его со всех сторон окружают пригороды так называемой Южной короны.)

¹³⁾На заводе Lycoming Engines в Уильямспорте (шт. Пенсильвания, США; lycoming.com) Lycoming выпускает линейку горизонтально противоположных (оппозитных) 4-, 6- и 8-цилиндровых двигателей с воздушным охлаждением. (Компания LE построила более 325 тыс. поршневых авиационных двигателей. Входит в американский промышленный конгломерат Textron.)

¹⁴Штаб-квартира фирмы Honeywell Aerospace расположена на северной окраине г. Феникса, штат Аризона, США; honeywell.com. Является подразделением конгломерата Honeywell International.)

¹⁵Оппозитные авиадвигатели типа Continental O-520 выпускает также предприятие Continental Motors, Inc., расположенное в авиационном центре Mobile Aeroplex в Брукли. Авиацентр расположен на южной окраине г. Мобайл, западное побережье одноимённой бухты Мексиканского залива, шт. Алабами, США. (С декабря 2010 г., на третьем году правления Бара́ка Хуссе́йна Оба́мы II, 44-го президента Соединённых Штатов, компания Continental Motors стала собственностью КНР и входит в состав Авиационной промышленности Китая… Что с запорожским предприятием «Мотор Сiч» провернуть хитрым и упёртым китайцам не удалось.)

¹⁶⁾АТ-502XP ― доступная модификация 500-серии самолётов Air Tractor. Несёт полностью заполненный 500-галлонный основной бак (1892 л) в условиях субтропической жары над полями сои, кукурузы, риса, подсолнечника и хлопка. Новый 502XP, в частности, недавно присоединился к существующему воздушному флоту аргентинской компании Fain Hermanos Servicios SRL братьев Файн, состоящему из двух самолётов AT-802 и двух моделей AT-502B.

Эта компания по аэрообработке основана в г. Вилла Минетти и предоставляет услуги по распылению химреактивов и средств защиты растений (СЗР) фермерским хозяйствам в провинциях Чако, Сантьяго-дель-Эстеро, Санта-Фе и Корриентес. Где в летние январе-феврале температура в этом районе может достигать 38 °C, а влажность ― до 70 %.

АТ-502XP комплектуется турбинным двигателем P&W PT6A-140AG. Двигатель генерирует 867 л.с. на переднем валу, который сопряжён с 4-лопастным винтом Hartzell. Крейсерская (рабочая) скорость модификации XP ― 267 км/ч, скорость подъёма 249 м/мин. при взлётной массе 4754 кг и на 5 % уменьшенным удельным расходом топлива. «502-й XP» предлагается операторам, таким как Гектор Файн, и представляет собой эффективный и высококачественный самолёт для распыления химикатов и СЗР, посева зелёных кормов и разбрасывания гранулированных удобрений. А его большой вертикальный стабилизатор и руль в сочетании с тщательно сбалансированным корпусом обеспечивают отличные управляющие характеристики на низких высотах, уменьшая влияние усталости пилота на технологические характеристики работы.

¹⁾Страны Западных Балкан отличаются сильной изрезанностью восточного побережья Адриатического моря, затруднённым доступом мобильных наземных средств пожаротушения, наличием множества изрезанных южных фьордов и больших массивов горных лесов на их берегах, которые в летнюю жару часто горят.

¹⁸⁾«Вы слыхали, как поют дрозды,

     Нет не те дрозды, не полевые,

     А дрозды, волшебники дрозды,

     Певчие избранники России.

     Вот они расселись по лесам,

     Зазвучали до самозабвенья,

     Узнаю я их по голосам.

     Звонких повелителей мгновенья…»

Белорусский ансамбль «Песняры» (Из текста песни «Дрозды»)


Сподобався матеріал? Підтримай незалежний проект - одна кава - 30 гривень - дозволять нам працювати для Вас!


➡ Приват 4149 6293 1808 2567

➡ Моно: 4441 1144 4179 6255


Побачили неточність чи маєте чим доповнити матеріал? Напишіть нам: info@mil.in.ua

Підписуйтесь на наші соцмережі:
Facebook
Twitter
YouTube
Телеграм
Viber