fbpx
Інтерв’ю Думская з новим командиром фрегату “Гетьман Сагайдачний”

Інтерв’ю Думская з новим командиром фрегату “Гетьман Сагайдачний”

ВМС України Флот Фрегат «Гетьман Сагайдачний» (F130)

Нещодавно відмічався ювілей фрегата F130 Гетьман Сагайдачний флагману Військово-морських сил ЗС України – 25 років на військовій службі. Видання Думская взяло інтерв’ю у нового командира корабля – капітану третього ранку Олексія Корецького, що подаємо мовою оригіналу:

«Думская»Алексей, мы поздравляем вас с назначением на должность и желаем нашему флагманскому кораблю долгих лет службы на благо Украины. Сначала хотелось бы уточнить факты вашей биографии.

А.К. Я родился в бывшем Днепропетровске в августе 1986 года. После окончания школы, в 2003-м, поступил в Севастопольский военно-морской институт имени Нахимова, а в 2008 окончил его с отличием (с золотой медалью) и был направлен для дальнейшего прохождения службы командиром 47-й команды плавсредств в Севастополь. Эта часть входила в состав Первой бригады надводных кораблей, состояла из небольших катеров для высшего комсостава, но относилась к вспомогательному флоту. У меня была мечта – я всегда хотел служить на больших боевых кораблях, и в общем, моя мечта сбылась. Я считал, что нет смысла учиться несколько лет в военно-морском училище, чтобы потом служить во вспомогательных подразделениях на суше. На очередной аттестации я сказал, что хочу служить на корветах, а еще лучше – на «Сагайдачном». Конечно, я понимал, что попасть на фрегат очень непросто, для этого я должен был иметь определенный уровень подготовки, но через несколько месяцев, в 2009 году, меня назначили младшим штурманом на корабль управления «Славутич». А еще через несколько месяцев перевели старшим штурманом БЧ-1 (штурманской) на «Гетман Сагайдачный». Позднее я стал командиром БЧ-1. С течением времени получил допуск на управление фрегатом и стал штурманом и старшим помощником. Конечно, было очень не просто – надо было знать специфику работы такого большого организма, как боевой корабль, и иметь навыки командования им. Пришлось изучить множество узких вопросов по вооружению, безопасности и многих других. Я женат, есть дочь.

«Думская». В 2013-2014 годах вы были в составе экипажа в так называемом африканском походе, когда «Гетман» вместе с другими кораблями НАТО действовал в Аденском заливе, обезвреживая сомалийских пиратов. Когда вы возвращались в начале марта 2014 года в Украину, кто принял решение идти не в Севастополь, а в Одессу?

А.К. Скажу сразу – у нас не было такого, что кто-то хочет в Одессу, а кто-то не хочет. Экипаж на тот момент был оплотом Украины, таким, какой он есть и сейчас. У нас не задерживаются военнослужащие, которые не верят в Украину, все патриоты. После прибытия в Одессу, через несколько месяцев, те, кто хотели уволиться из рядов ВМСУ, смогли это сделать, в том числе и бывший командир Роман Пятницкий. Сейчас экипаж состоит только из тех, кому служба на корабле нравится, все остальные уволились. За последние четыре года команда состоит только из патриотов и профессионалов, которые любят свою работу. Это очень важно для нас.

«Думская». Вы непосредственный участник тех событий, была ли в тот момент реальная угроза столкнуться нос к носу с боевыми кораблями российского ЧФ, скажем, с их флагманом ракетным крейсером «Москва»? Кто обеспечивал ваш безопасный проход в Одессу?

А.К. Нам никто не помогал – это миф. Когда мы прошли Босфор, за нами шел один из турецких фрегатов типа «Явуз», но скорость «Сагайдачного» намного выше. Мы легко оторвались от него и на 30 узлах пришли в Одессу.

«Думская». Давайте перейдем к вопросам быта военнослужащих. Несколько лет назад была хорошая идея оснащения кухни фрегата новым современным оборудованием. Его закупили, но, к сожалению, не установили. Был ли решен этот вопрос?

А.К. Увы, новое оборудование на кухне не установлено, но мы провели модернизацию старого, за счет чего частично решили эту проблему. Нынешняя ситуация с питанием очень нравится экипажу. Даже курсанты, которые бывают у нас на стажировке, хвалят наши завтраки, обеды и ужины. Во-первых, вкусно, во-вторых, много. Рацион очень богатый, причем экипаж сам участвует в его формировании. Примерно два раза в месяц проводятся опросы на предмет дальнейших предпочтений в рационе. Все понимают, что большинство времени мы проводим на корабле — это тренировки, походы, учения. Поэтому правильному питанию отводится достаточно большая роль. Мясо, рыба, борщи, солянки — все это есть на нашем столе. Недавно повара даже готовили салат из брокколи, чем немало удивили всех.

«Думская». Можно ли сравнить питание, допустим, 2013 года и сегодняшнее?

А.К. (смеется). Можно даже не сравнивать. Это земля и небо. Питание изменилось кардинально в лучшую сторону.

«Думская». Часто ли вы выходите в море на учебу?

А.К. Конечно, обучение у причальной стенки на базе флота — это всегда длительный процесс. Мы не можем выйти в море на учения с авиацией, не имея теоретической подготовки. Перед тем, как отрабатывать посадку вертолета в море, каждый член экипажа должен знать свое место и отработать свои действия почти до автоматизма. В среднем мы выходим на практические занятия раз в месяц, и в целом это оправданно.

«Думская». В 2016 и 2017 году существовали планы серьезной модернизации фрегата. Проводится ли такая работа сейчас и каковы ее основные направления?

А.К. Конечно, такие планы существуют, но они секретны и относятся к компетенции руководства. На своем уровне могу сказать, что эта работа постоянно ведется. Повышение боевых возможностей корабля является приоритетом, поэтому представители промышленности часто посещают фрегат, делают замеры и чертежи, интересуются работой тех или других агрегатов с целью их замены. Но активная фаза модернизации планируется позднее у заводской стенки.

«Думская». Как попасть служить на «Сагайдачный»? Что надо знать и уметь, чтобы стать вашим подчиненным?

А.К. Никаких особых качеств для этого не надо. Нужно всего лишь быть профессионалом, быть готовым к тяжелой морской службе, любить учебу и уметь совершенствоваться, ну и главное – любить Украину. Служить на флагмане очень престижно, а сама служба отличается спецификой выполняемых задач.

«Думская». Какова штатная численность экипажа и служат ли на корабле женщины?

А.К. Не знаю, к сожалению или к счастью, но представительниц прекрасного пола на флагмане нет. Штат корабля — около 200 человек.

«Думская». Алексей, вы еще достаточно молодой человек, но на ваши плечи легла огромная ответственность за технику, а главное – за людей. Чувствуете ли вы себя готовым выдержать ее?

А.К. Каждый офицер, пришедший на фрегат, с первого дня своей службы готовится стать командиром. У кого-то это получается лучше. С самых первых дней на флагмане я сталкивался с разными ситуациями и готовил себя к этому. В итоге я понял, что смогу взять ответственность за людей и за технику.

«Думская». Есть ли у вас жилье в Одессе, если нет, то какие перспективы его получения?

А.К. Своего жилья у моей семьи пока нет, я снимаю квартиру. Конечно, это дорого стоит, но у Министерства обороны есть программа компенсации этих затрат. Я прекрасно понимаю, что быстро свое жилье не получу: в стране идет война, и нужно немного подождать. Но я полностью доверяю руководству и вижу, как много делается для строительства.

«Думская». Есть ли в экипаже военнослужащие срочной службы, какие регионы в коллективе представлены и много ли одесситов?

А.К. Сейчас, когда база флота находится здесь, в Одессе, мы все стали одесситами (улыбается). Если серьезно, то коренные одесситы, конечно, есть — это контрактники. Их около 15 человек. Срочники тоже присутствуют, но их немного — примерно 5 процентов. Если смотреть географию экипажа, то у нас представлена вся Украина.

«Думская». На прошедшем несколько дней назад праздновании Дня флота к трапу фрегата протянулась огромная, почти стометровая очередь. Как вы справились с таким наплывом людей и сколько примерно гостей побывало на борту?

А.К. По самым скромным подсчетам у нас побывало свыше 5 тысяч гостей. Их могло быть и больше, но я поставил задачу не просто пускать людей на борт, но формировать группы из 30-35 человек, чтобы офицеры рассказывали об истории и сегодняшнем дне фрегата. Если бы мы просто запускали людей гулять по палубе, их было бы раза в три больше. Особый интерес привлек палубный вертолет, но как ни странно, многие не верили, что он летает. На мой вопрос: «Почему вы так думаете?» — посетители отвечали, что вертолет покрашен не так, как корабль.

Командир провел «Думской» небольшую экскурсию по кораблю. Мы зашли в боевую рубку, на полетную палубу и в кают-компанию. В кают-компании много интересных вещей, связанных с историей флагмана: портрет гетмана Сагайдачного, в честь которого назван фрегат, икона Военно-морских сил и та самая бутылка шампанского, которая была разбита о борт при спуске на воду, вернее то, что от нее осталось. Икона из Херсонесского Свято-Владимирского собора поистине бесценна – она была подарена экипажу в сентябре 2013 года, когда моряки уходили в африканский поход. Парадоксально, но возможно именно она сохранила «Сагайдачный» для Украины.

Беседовал Сергей Смоленцев

ВМС України Флот Фрегат «Гетьман Сагайдачний» (F130)